Пермское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры
 
О.Н. Калинкина. Меценатами не рождаются, меценатами становятся

О.Н. Калинкина. Меценатами не рождаются, меценатами становятся

Рубрики: В защиту Культуры
Дата: 26.11.2012 г.

Посвящается Борису Ильичу Булочнику, одному из тех, кто стоит у истоков возрождения меценатства в России.

Истоки понятия «меценат»

Год 2012 объявлен в нашей стране Годом Российской истории и в этой связи представляет немалый интерес такое общественное явление как отечественное меценатство, историческая судьба которого хранит немало ярких примеров деятелей, формирующих лучшие традиции благотворительности на Руси.

Сегодня мы не можем назвать точную дату возникновения меценатства, но, очевидно, нравственная потребность оказывать помощь, формировалась в течение многих тысячелетий.

Напомним о советнике императора Августа по имени Меценат, выполнявшем дипломатические, политические и частные поручения. В 40 г. до н.э. Меценат создал кружок, который унаследовал лучшие традиции минувших эпох. Известный исследователь античной культуры М.Л. Гаспаров отмечает: «Отношения между главой и членами кружка в предшествующие эпохи были как иерархически-клиентские, так и равноправно-дружеские, в кружке Мецената они наложились друг на друга». Среди дружного сообщества, сформированного Меценатом, было немало прекрасных поэтов. Вспоминаются имена Вергилия и Горация. Но, после 23 г. до н.э. кружок Мецената прекратил свое существование, однако в его энергетическом поле сформировалось зерно, раскрывшееся в образе меценатства будущих эпох. Так благородная деятельность Мецената сделала его имя нарицательным.

Появление меценатства на Руси

На Руси благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла, как считают ученые, вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также и в других религиях. Частную благотворительность всегда осуществляли по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

В Древней Руси ценилась непосредственная благотворительная помощь, осуществляемая человеком лично, что называется, из рук в руки, причем, как правило, втайне от постороннего глаза. Дело помощи бедным, в основном, находилось в руках церкви, особенно монастырей, где создавались богадельни и бесплатные больницы.

Во времена царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) благотворительность была несколько ограничена ввиду указов против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни. В тоже время продолжались устраиваться благотворительные учреждения.

Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I и большей частью благотворительностью занимались женщины. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию «Ведомство учреждений императрицы Марии», просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I императрица Елизавета Алексеевна создала общества: «Императорское человеколюбие» и «Женское Патриотическое», последнее, основанное в 1802 г., к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущим.

С конца XVIII в. в России появляется такая форма благотворительности как меценатство, которое проявлялось в покровительстве искусству, наукам, библиотечному делу, в создании художественных галерей, музеев, театров и т.п.

Период XVIII-XIX вв., отмечен благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими примерами благотворительных учреждений этого времени были Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др.

Наибольшего размаха меценатство достигло на рубеже ХIХ-XX вв. Исследователи считают, что именно российские предприниматели создали условия для расцвета национальной культуры в этот период, в том числе, философии, науки и искусства серебряного века. Российское предпринимательство отличала важная особенность: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий.

Если на Западе меценатство, наряду с нравственным, имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них), то в России оно, чаще всего, было связано с воспитанием, религиозными традициями, нравственными критериями и подчинялось требованиям общественного мнения, которое поощряло милосердие, сострадание, потребность помогать другим. Благотворительность российских предпринимателей поражала соотечественников и иностранцев размахом и щедростью. Именно на рубеже ХIХ-XX вв. ретроспектива милосердия и меценатства богата ярчайшими примерами.

Так Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905) оказал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при условии, что его имя не будет упоминаться в газетах. Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) — библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901 г. свои коллекции Историческому музею. Купец, промышленник Павел Григорьевич Шелапутин (1848-1914) был чрезвычайно уважаем в научном мире: Московское общество испытателей природы избрало его почетным членом. Он построил Гинекологический институт при Московском университете, Педагогический институт, гимназии, несколько ремесленных училищ и другие учебные и научные заведения. Поражала масштабом общественной деятельности княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Ею двигал дух просветительства. Мария Клавдиевна создала училище ремесленных учеников под Брянском, открыла несколько начальных народных школ, совместно с Е.И. Репиным организовала рисовальные школы, открыла курсы для подготовки учителей, и создала на Смоленщине пространство культуры, которое пробуждало и укрепляло в народе творческий потенциал. «Созидательницей и собирательницей» назвал Н.К. Рерих Марию Клавдиевну Тенишеву.

Это время справедливо называют в современной науке «золотым веком» меценатства. Оно не носило эпизодического характера, а охватывало самые важные сферы науки и культуры, было глубоко по сути и обширно по масштабам сделанного.

Возрождение меценатства в современной России

Советский период государственного развития прервал процесс формирования института меценатства в России, поэтому в современном обществе традиции меценатства и филантропии лишь начинают оживать в благотворительной деятельности нового поколения российских предпринимателей. Деятельность эта пока носит ограниченный характер, ей не хватает прежнего бескорыстия, размаха и щедрости. Причины кроются, вероятно, в общих экономических, политических, социальных трудностях, которые переживает сегодня наша страна. Это не располагает к активной благотворительности, хотя яркие примеры меценатства имеются и сейчас. Что же отличает современное отечественное меценатство?

Нельзя сказать, что для современных российских предпринимателей меценатство стало нормой жизни, однако как форма благотворительности, оно постепенно становится все более распространенным, но жертвуются значительные средства чаще на роскошные презентации, чем на развитие культуры, искусства и науки. Современное меценатство стало более «целевым», т.е. поддержка оказывается, как правило, конкретным спектаклям, программам, знаменитым певцам, музыкантам и т.д., а не в целом деятельности театров, библиотек, музеев. Об уровне развития современного российского меценатства говорит и тот факт, что столь важное качество как преемственность, свойственное благотворителям до революционного периода, нынче только обозначается. И всё же в ряде случаев связь времен и поколений можно уловить в семейных традициях собирательства и дарении коллекций, сохранении и развитии национальной культуры. Безусловно, преемственность, выраженная в меценатской деятельности, должна возрождаться, и забота об этом ложится на плечи семьи, образования и государства.

Развитие меценатства в России зависит от многих факторов. Меценаты могли бы действовать активнее и масштабнее, но все это возможно в том случае, когда они смогут широко и свободно смотреть на поле своей деятельности, ничем, кроме любви к будущему Отечества, не ограничивая горизонты выбора предмета своей благотворительной деятельности. Для этого от государства нужно одно – не мешать.

Нельзя не отметить, что в нелегких российских условиях, когда остро стоит вопрос сохранения и развития национальной культуры, формируется новый тип мецената, строящий свою деятельность на системном, безвозмездном сотрудничестве с представителями культуры, искусства, науки, ставящий служение общему благу, Родине превыше стремления к богатству, славе, спокойной жизни. Сегодня это пока единичные имена. Среди них имя Бориса Ильича Булочника, Председателя Правления «Мастер-Банка».

Представитель строителей новой жизни

Согласитесь, не каждому по плечу пройти непростой путь от рабочего до Председателя Правления банка. Однако твердость характера, умение сотрудничать, грамотно руководить и широко мыслить, позволили Борису Ильичу Булочнику добиться успеха в банковском деле. Мастер-Банк, Председателем Правления которого является Борис Ильич, сегодня достаточно крупная организация с широкой сетью подразделений и международных партнеров. Признание на международном уровне подтверждает престижная награда International Star for Leadership in Quality, которой Мастер-Банк был удостоен за выдающиеся успехи в бизнесе, высокий уровень профессионального мастерства и флагманские позиции в области качества.

Однако успехи банковского дела не перекрыли Борису Ильичу путь духовных исканий и устремлений помогать ближним. В результате, в его жизнь органично вошло меценатство. С первых лет образования Международного Центра Рерихов (МЦР) в Москве, где хранится и исследуется наследие семьи Рерихов, Б.И. Булочник принял решение помогать уникальной общественной организации. Он уловил исключительность наследия семьи Рерихов, сумел почувствовать великое будущее России и всего мира, связанное с наследием наших соотечественников и взял на себя ответственность за его сохранение. Борис Ильич включился в финансирование восстановительных работ усадьбы Лопухиных, памятника истории и культуры XVII-XIX вв., в котором разместился МЦР. Он заботится о пополнении залов Центра-Музея картинами Рерихов. Многие из них, благодаря Борису Ильичу, возвратились на Родину. Он оказывает финансовую помощь культурным и научным проектам МЦР: исследованию культурного наследия семьи Рерихов, изданию журнала «Культура и время», проведению ежегодных международных научных конференций, осуществлению издательской деятельности и многому другому. Б.И. Булочник помог в осуществлении важного проекта МЦР – возведении в 1999 г. Мемориала Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, а через несколько лет, в 2004 году — скульптурной композиции, посвященной Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу Рерихам.

Поистине неоценим вклад Б.И. Булочника и его семьи в развитие Международного Центра Рерихов, который поднялся буквально из руин. За двадцать с небольшим лет МЦР стал крупным культурным и научным центром, известным не только у нас в стране, но и за ее пределами, и в этом немалая заслуга Бориса Ильича. Академик РАЕН и РАКЦ Людмила Васильевна Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, высоко оценила благотворительную помощь Б.И. Булочника, отметив, что он является единомышленником, «который глубоко проникся идеями великой семьи Рерихов и действует не по внешнему принуждению, а по внутреннему убеждению» [1].

Масштаб меценатской деятельности Бориса Ильича включает помощь и другим организациям. Он является членом Попечительского Совета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Председателем Попечительского Совета Фонда имени Е.И. Рерих. За благотворительную поддержку малочисленных народов России Б.И. Булочник награжден дипломом, почетным знаком и медалью «За заслуги перед малочисленными народами». За участие в развитии науки и экономики России Борис Ильич Б.И. Булочник был награждён дипломом, почетным знаком Президиума Российской академии естественных наук и принят в академию в качестве советника. Не много среди современных благотворителей примеров проявления меценатской деятельности с подобным размахом, бескорыстием и постоянством. Борис Ильич и ему подобные меценаты составляют элиту строителей и организаторов новой жизни в России. Это новая растущая культурная сила, которая уже представляет активный духовный центр притяжения. И эту силу объединяет одна цель — служение людям.

Защитим доброе имя мецената

Казалось бы, в стране, где столько серьезных нерешенных проблем, где много нуждающихся в помощи и поддержке, государство и общество должны понимать и приветствовать возрождение меценатства в любой его форме. Однако пример того, в каких невероятно трудных условиях приходится осуществлять меценатскую деятельность Б.И. Булочнику, свидетельствует о существовании в России сил, препятствующих становлению нового типа благотворителей. При этом в ход идет все – дискредитация имени, клевета, необоснованные обыски, травля через СМИ и много другое. Это испытал на себе и Борис Ильич. Неужели, 20-летний плодотворный опыт партнерских отношений преуспевающего предпринимателя Б.И. Булочника и общественной культурной организации Международного Центра Рерихов, никому не интересен? Неужели в России все новое, как и в прежние времена, должно пройти через «костры инквизиции», прежде, чем будет признано? Сколько раз наша страна расплачивалась «дорогой ценой» за подобное расточительство?!

Недавно в «Новой газете» (Москва) вышла статья «Не губите возрождение меценатства в России» первого заместителя генерального директора Музея имени Н.К. Рериха А.В. Стеценко. Он не первый год сотрудничает с Б.И. Булочником, и знает, сколько сделал Борис Ильич для сохранения культурного наследия семьи Рерихов. Б.И. Булочник был рядом с сотрудниками Международного Центра Рерихов в самые тяжелые для них времена: когда пытались отобрать усадьбу Лопухиных и наследие Рерихов, когда потоки клеветы приводили к систематическим проверкам, выбивающим сотрудников из рабочего ритма. А теперь, как пишет в статье А.В. Стеценко: «наши враги взялись за нашего мецената. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы прийти к выводу, что массированная атака 12.10.2012 СМИ на «Мастер-Банк» и председателя его правления Бориса Булочника имеет цель дискредитировать законную деятельность банка и его руководителя. Основанием для такого вывода является то, что аналогичные сообщения периодически появляются в СМИ уже несколько лет» [2].

Свое слово в защиту русского мецената сказала международная научная и культурная общественность, собравшаяся в октябре 2012 года в Международном Центре Рерихов на научную конференцию «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха». Более 400 представителей ученых и деятелей культуры из различных регионов России, Беларуси, Украины, Болгарии, Кыргызстана, Латвии, Эстонии, Монголии, Индии, Чехии, Германии, Австрии, Италии, Франции приняли Обращение, в котором призвали «всех, кому дорога российская культура, выступить в защиту мецената Международного Центра Рерихов Бориса Ильича Булочника» [3]. Будет ли услышан голос общественности, взывающий к справедливости? Жизнь покажет.

Пример Б.И. Булочника убедительно свидетельствует, в каких тяжелых условиях приходится меценатам прокладывать себе дорогу в нашей стране. Думая об этом, трудно поверить, что в условиях гибнущего, катастрофически исчезающего российского культурного наследия, есть некое воинствующее невежество неспособное увидеть и понять огромное созидательное начало, которое несет меценатская деятельность Бориса Ильича Булочника. Однако пройдет время и, как бывало не раз в истории человечества, канут в Лету, несущие невежество, клевету, зло, а доблесть и красота меценатских деяний Бориса Ильича засияет еще ярче и потомки оценят их по достоинству.

О.Н. Калинкина, г. Пермь,

член Международного Совета рериховских организаций имени

С.Н. Рериха,

председатель Пермского регионального отделения

Международной Лиги защиты культуры

1. http://www.icr.su/rus/museum/founders/bib/index.php

2. А.В. Стеценко. Не губите возрождение меценатства в России // Новая газета. — 2012. – 31 октября.

3. http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=2461